Махабхарата

Время «Махабхараты»  (датировка войны на Курукшетре)

С.В. Жарникова
А.Г. Виноградов

                                                                 Время «Махабхараты»

(датировка войны на Курукшетре)

Махабхарата – грандиозный эпос древней Индии.  Изначально это было повествование о сражении на Курушетре между двумя родственными династиями Пандавов и Кауравов. На этой сюжетной основе нанизано огромное количество самостоятельных текстов, содержащих богатейшие сведения о философии, религии, экономике, общественно-политическом строе, военном деле и других сторонах жизни древней Индии. Постепенно к основному тексту прибавлялись новые и до нас Махабхарата дошла содержащей почти 200 тысяч строк в 18 книгах. Интересно, что первое упоминание эпоса о войне потомков Бхараты относится еще к 4 веку до н.э. Однако самая ранняя имеющаяся сегодня рукопись относится к 16 веку.

Первые издания «Махабхараты» калькуттское издание 1834-1839 годов и Бомбейское издание 1862-1863 года. Кумбхаконамское издание 1910 года сделано по версии телугу. Издание Мадраса, 1932-1935 года представляет южную рецензию.

Задачу подготовки критического издания поставили  в 1897 году. Критическое издание Махабхараты в 22 томах в Пуне, выходившее отдельными выпусками с 1927 года было полностью завершено в 1966 году. При подготовке были обследованы 1250 рукописей, из них отобрано 734 рукописи. Сплошному сличению подвергались около 20 основных рукописей. Помимо старейших рукописей, привлекались ранние переводы. По объему основного текста оно  уступает калькуттскому и бомбейскому изданиям, включая около 76 тысяч строк. При этом ряд важных эпизодов оказались изъятыми.

В 14 веке проведен поэтический перевод на телугу. В 15 веке переводы на тамильском, на каннара, на малаялам. В 1580 году был выполнен перевод на фарси. Позднее появился арабский перевод. В Бенгалии в 17 веке известно свыше 30 вариантов перевода «Махабхараты», при этом  перевод на бенгальский язык, выполнен в 1858-66 годах.

В 17 веке был сделан перевод «Бхагавад-гиты» на фарси, позднее она приобрела популярность в арабском мире. В 1785 году  опубликован первый перевод «Бхагавад-гиты» на английский язык. В 1787 году с английского перевода был сделан перевод «Бхагавадгиты» на французский язык. Перевод «Бхагавадгиты» на русский язык появился в 1788 году.

В 1808 году в книге «О языке и мудрости индийцев» Ф.Шлегель перевел отрывки из «Махабхараты». Первый полный перевод «Махабхараты» на английский язык был опубликован в 1883-1896 годах. Работу над полным переводом  на французский язык «Махабхараты» вели в 1863-1870 годах.

Переводы частей «Махабхараты» на русский язык шли в  1835, 1841, 1844, 1851, 1857. Работу над полным русским прозаическим переводом начал В.И.Кальянов  в Ленинграде в 1939 году. Академик Б.Л.Смирнов  в Ашхабаде опубликовал несколько томов переводов «Махабхараты».

Традиция гласит, что после битвы на Курукшетре в ночь с 17 на 18 февраля 3102 года до нашей эры в момент  соединения Венеры и Юпитера, а также соединения Луны и Солнца в солнечном и лунном затмении над  Курукшетрой началась Кали-юга. Битва началась утром, после затмения и  продолжалась 18 дней. Указанное  время года не совпадает с традиционным временем время праздника Гита Джаянти, посвященного битве на Курукшетре.

Традиционное время праздника Гита Джаянти празднуется в одиннадцатый день первой половине лунного месяца Маргаширша. Маргаширша является девятым лунным месяцем года, начинающимся 22 ноября и оканчивающимся 21 декабря. В нём 30 дней. В солнечных религиозных календарях месяц Маргаширша начинается с вхождения Солнца в созвездие Скорпиона и считается восьмым месяцем в году,  дата праздника не является плавающей и относится к 3 декабря.

По данным современной астрономии в начале Кали-юги имело место расположение планет, близкое к линейному. Тогда  положение` семи планет в двух их циклах совпадало с положением звезды Зета Рыб в нулевой день Кали-юги. Эта звезда, называемая на санскрите Ревати, используется в как начало отсчета небесной долготы.  Считается, что  тогда Марс находился в знаке Рака,  Юпитер в Козероге и в соединении с Солнцем и Венерой. Сатурн в знаке Льва, Солнце в Тельце, Венера и Меркурий в соединении в Рыбах. Но только пять из планет в это время на меридиане Удджайн в Индии  попадали  в 10-градусный сектор звезды Ревати. Исключение составляют Меркурий и Сатурн. В феврале 1998 года над северной Индией вновь образовалась такая же конфигурация планет.

Следует заметить, что начало Кали-юги  и время битвы было разделено. В «Книге о побоище на палицах» говорится:  «Вайшампаяна сказал: Минуло тридцать шесть лет (со времени битвы на Курукшетре), и радость рода Куру, Юдхиштхира стал замечать зловещие знамения…

Вайшампаяна сказал: По прошествии тридцати шести лет (спустя битвы на Курукшетре произошло) великое развращение вришниев. И они истребили друг друга палицами, побуждаемые Временем».

Полагают, что битва на Курукшетре  началась в 13 или 16 день месяц карртика  и шла 18 дней. Перед началом битвы  друг за другом шли лунное и солнечное затмение. Месяц Карртика является восьмым лунным месяцем года, начинающимся 23 октября и оканчивающимся 21 ноября. В нём 30 дней. Таким образом, битва началась  4 или 7 ноября.

О времени перед началом битвы говорится в  «Книге о Бхишме»: «Журавли, предчувствующие грядущий ужас, испускают жуткие хриплые крики и слетаются отовсюду, вместе направляясь к югу…

Лишившаяся блеска, неразличима стала луна, цвета огня, на небосклоне того же цвета даже в ночь полнолуния месяца карттика».

Одного этого текста «Махабхараты» достаточно для того, чтобы  отказаться от  локализации битвы на Курукшетре в Индии.  Журавли  в  Индии, конечно, есть, но  они оседлые. На юг улетают только те  журавли, которые размножаются на севере. Когда среднесуточная температура переходит через отметку  10 градусов, они отправляются в теплые края. В средней полосе России это первая половина октября.

Сроки пролета журавлей с территории России синхронны. К первой декаде сентября журавли обычно концентрируются в определенных районах, где держаться до середины сентября. Массовый отлет  с этих мест падает на вторую половину сентября – начало октября. Отдельные стаи птиц пролетают до конца октября.

Пураническая литература предоставляет генеалогические списки, связанные с повествованием Махабхараты. Имеется утверждение о том, что между рождением Парикшита (внука Арджуна) и присоединением Махадапмы Нанды было 1015 (или 1050) лет. Присоединение Нанды датировано 382 годом д.н.э.  Тогда битва могла пройти в 1432-1392 годами д.н.э.  Однако эта означает большую длительность правлений.

Анализ индийскими историками параллельных генеалогий в Пуранах между временами Адисимакришны (правнука Парикшита) и Махапада Тенды привел к 950 году д.н.э. Но историки оценили период в  26 поколений, усреднив 10 различных династических списков и приняв 18 лет за среднюю продолжительность царствования, исходя из даты 850 года д.н.э для  Адхисимакришны. Однако эта датировка целиком надумана, никто не может утверждать, что верно усреднены списки, точно определена продолжительность царствования и их число.

Имеются и другие датировки:  P.V.Vartak с использованием планетарных позиций относит ее к 16 октября 5561 году д.н.э., P.V.Holey указывает дату 13 ноября 3143 года д.н.э., B.N.Achar и K.Sadananda к 22 ноября 3067 году д.н.э., S.Balakrishna используя последовательные лунные затмения отнес битву к 2559 году д.н.э.,   R.N.Iyengar исходя из затмений и соединения Сатурна и Юпитера отнес ее к 1478 году д.н.э.,   P.R. Sarkar к  1298 году д.н.э.,  V.S.Dubey  к 950 году д.н.э.

Индуистские авторы и исследователи являются сторонниками более ранней датировки битвы на Курукшетре.

Историки полагают, что  царство Куру было центром политической власти Индии в период 1200-800 годов до н.э. Некоторые исследователи проводят параллели между битвой на Курукшетре и Битвой десяти царей, описанной в «Ригведе».

А.Л.Башам в 1954 году, сделал вывод о том, что в Курукшетре произошла великая битва, которая стала основой истории величайшей из индийских эпопей, Махабхараты. И   предположил, что это могло быть «путаным воспоминанием о завоевании Куру горным  племенем монгольского типа». Он датировал войну 9 веком д.н.э., основываясь на археологических свидетельствах. По словам Аско Парпола, война, возможно, имела место на более позднем этапе «серой расписной керамики», примерно 8-4 века д.н.э.  Парпола предполагает, что Пандавы были иранскими мигрантами, которые прибыли в Индию около 800 года до н.э.

Б.Б.Лал использовал тот же подход и пришел к дате 836 год д.н.э.  Проведя раскопки поселения в Индии отождествляемого с Хастинапуром, известного в эпосе как столица Куру, вместо ожидаемого пышного города с царскими дворцами, храмами и домами богачей он увидел небольшое и довольно примитивное поселение.

Однако в тексте имеются указания на более поздний возраст. Среди стран и городов отмечены  Рим, Александрия и Антиохия.  В маратхском варианте «Махабхараты» (1608-1660) описывается, как царь Душьянта сражается с англичанами и французами.

      Основой всех этих датировок является утверждение, что битва на Курукшетре была в Индии. Но это не может быть по определению. Индоариев в Индии не было до 12 века д.н.э., в долине Ганга и Ямуны они укрепились позднее. Но следов той эпической войны, описанной в «Махабхарате» там нет. Из этого следует, что битва происходила в другом месте, за пределами Индостана.

Об этом же говорит факт соответствия событий описанных в «Махабхарате» и «Шах-Наме».

Древнейшие  рукописи «Шахнаме» относятся к 14 веку при переводе на арабский  в 1218-1227 годах (рукописи в Париже и Берлине).

Издания оригинала на персидском в Калькутте  1811 году и 1829 году, в Париже 1838-78 годах, в Бомбее 1862-1872 годах, в Тегеране 1847-1879 годах. Впервые научное издание текста «Шахнаме» было осуществлено Институтом востоковедения АН СССР в 1960-71 годах. В 1971 году этот текст переиздан в Тегеране.

Английский перевод 1832 г. Французский перевод 1838-78 годы. Немецкий  перевод  1865, 1890 год. По-русски о Фирдоуси и «Шахнаме» появлялись заметки в1848, 1849, 1867 годах. Русские переводы 1885 год. Полный русский перевод издан в 1957-89 годах.

Г.М.Бонгард-Левин и Э.А.Грантовский показали, что деяния  Кей-Хосрова описанные в «Шах-Наме» и Юдхиштхиры в «Махабхарате» идентичны. С.Викандер доказал, что эти общие черты восходят к единому индоиранскому эпическому наследию. Однако иранский эпос не размещает события войны Ирана и Туран  в Индии.

Кей-Хосров (Кави Хаосрава), царь Ирана или Арьянам-Вайджо, сын Сиявуша, внук Кей-Кавуса из династии Кеянидов. Воевал с правителем Турана – Афрасиябом.

Современные авторы относят правление Кей-Хосрова к периоду  между 12 и 9 веками д.н.э. Однако Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни в книге «Памятники минувших поколений» опираясь на иранские источники, приводит другие датировки.

Общеиранскую: «Между этими- династиями были междуцарствия, из-за которых порядок и последовательность хронологии являются  сомнительными. Вот цари первой части, согласно мнению большинства персов…»  По ней противник Кей-Хосрова –  Афрасиаб, сын Бушенга, правил за 763 года до Александра Македонского (1106-1094 годы д.н.э.), он же Афрасиаб или Тудж – тюрк, который захватил Ирак, правил за 723 года до Александра Македонского (1076-1054 годы д.н.э.). Хумаюн или Кайхусрау, сын Сиявуша, сына Кайкауса, пока он не ушел странствовать и не скрылся,  правил за 408 лет до Александра Македонского (799-739 годы д.н.э.).

Авестийскую: «Я нашел их в книге Хамзы ибн аль-Хусейна-аль-Исфахани, которую тот назвал: «Книга эр великих народов, минувших и исчезнувших», в другом виде. Хамза говорит, что он усердно исправлял их по книге Авесты, а это – книга религии персов».

По ней Афрасиаб правил за 776 лет до Александра Македонского (1119-1107 годы д.н.э.), Кайхусрау правил за 408 лет до Александра Македонского (819-739 годы д.н.э.).

«Далее Хамза говорит, что он нашел эти имена в рукописи мобеда …». По рукописи мобеда  Кайхусрау правил за 408 лет до Александра Македонского (799-739 годы д.н.э.).

Западную: «В книгах житий и преданий, переведенных с книг жителей Запада, упоминаются цари персов и Вавилона, начиная с Афридуна… и до Дария, последнего царя персов. Мы обнаружили, что эти книги расходятся между собой в данных о количестве царей, их именах и длительности царствования, а также в преданиях об этих царях и их обстоятельствах…

Однако если мы совершенно откажемся от упоминания об этом, то уменьшим долю ценности книги и отвлечем от этого внимание читателя. Мы приведем эти данные в отдельной таблице, чтобы мнения и предания не противоречили друг другу». По книге жителей Запада Куруш, то есть Кейхусрау правил за 352 года до Александра Македонского (691-683 годы д.н.э.). Современные хронологи относят  Куруша к 640-600 годы д.н.э.

После наступления битвы Юдхиштхира правил тридцать шесть лет, Кей-Хосров 60 лет, в соответствии с иранскими источниками битва при Курукшетре состоялась в 775 или 780 году д.н.э.

Сам размер Курукшетры, в виде квадрата со сторонами 100 на 100 йоджан (1600 на 1600 километров) окруженного странами-противниками на котором размещались   6  миллионов военнослужащих и военная техника не позволяет поместить ее в центральную Индию.

Никак не соответствует уровню развития культур 1 тыс.д.н.э. техническое описание битвы при Курукшетре. В «Махабхарате» указано более 90 видов оружия, например: агнеяастра, брахмастра, чакрам, гарудастра, каумодаки, нараянастра, пашупата, шива дхануш, сударшана чакра, тришул, вайшнавастра, варунастра, ваявастра. Имелась аппаратура тайного слежения за противником и укрытия от его  средств обнаружения, огромное множество разновидностей «огненного  оружия», «диски смерти», ядовитые, наркотические и усыпляющие газы, искусственно созданные микромеханизмы подобные вирусам и вредные бактерии. Упоминаются: агниастра – оружие, сознательно управляющее ударами молний; варшана – средство, вызывающее проливные дожди; вайявьяастра – оружие воздушного потока;  мохана – оружие, приводящее к потере сознания; тващар – средство, рождающее хаос в рядах противника; шатани – оружие, убивающее одновременно сотни людей. Агнея – разновидность оружия вызывающего пожар, высокая температура которой сжигала мир как лихорадка. Брахмаданда могла поражать страны и народы на протяжении десятилетий. Взгляд Капилы  мог сжечь 50000 человек дотла в считанные секунды. Гухагарбха дарпана – устройство, использующее энергию от солнца, ветра, и эфира, и концентрирующее ее через специальное зеркало. Гхора – оружие, которое совершает страшное опустошение или беспрерывное истребление вражеских воинов. Дротик Индры при включении даёт луч света, который, будучи сфокусирован на любо цели, незамедлительно «пожирает её своей силой». Какудика – оружие, которое повергает воинов, сражающихся на колесницах и слонах, в бесчувственное состояние. Нака – оружие, которое сводит с ума и лишает сознания. Нартана – оружие, которое заставляет пораженного им плясать вокруг неистовым образом. Роудри Дарпана – устройство, аккумулирующее солнечными лучи и выпускающее луч который может расплавить любой предмет. Сантана – устройство, которое помогает создавать бесконечный поток оружия, хотя выпущено лишь одно. Шука – оружие, не позволяющее двигаться слонам и коням, как будто бы они попали в ловушку. Сушка – оружие, которое представляло собой снаряд для  высушивания противника. Рассказывается о больших молниях, которые могли разрушить целый город, упоминается некий снаряд, взрыв которого   «ярок, как 10000 солнц».

Вот батальная сцена из Махабхараты. «Мы заметили в небе нечто, что напоминало пламенеющее облако, подобное языкам огня. Из него вынырнула огромная черная вимана, которая обрушила вниз множество сверкающих  снарядов. Грохот, издаваемый ими, был подобен грому от тысяч барабанов. Вимана приблизилась к земле с немыслимой скоростью и выпустила множество снарядов, сверкающих как золото, тысячи молний. За этим последовали яростные взрывы и сотни огненных вихрей… Войско обратилось в бегство, и страшная вимана преследовала его, пека не уничтожила… Сжигаемый жаром оружия, мир шатался, как в лихорадке. Слоны загорались от жара и дико носились туда и сюда в поисках защиты от ужасной силы. Вода стала горячей, звери погибали, враг был скошен, а неистовство огня валило деревья рядами… Тысячи колесниц были уничтожены, потом глубокая тишина опустилась на море. Начали дуть ветры, и Земля осветилась. Трупы погибших были изувечены ужасным зноем так, что они больше не походили на людей».

Собственно говоря, после битвы из всех армий в живых осталось 8 пандавов и 3 каурава. Общие потери мужского населения составили «миллиард шестьсот шестьдесят миллионов и двадцать тысяч человек убиты в сражении, раджа, оставшихся же витязей – двадцать четыре тысячи сто шестьдесят».

Следов такого побоища в центральной Индии нет. В России следы есть, хотя их обычно не рассматривают. Так, например, поселения поздней трипольской культуры по данным археологического обследования 1951 года имеют повышенную радиоактивность.

      Курукшетра, могла располагаться в центральной России, где в 1943 году на Курском поле в 200 на 200 км. сошлись в бою  3 миллиона человек,  13 тысяч танков, 39 тысяч орудий и 5 тысяч боевых самолетов.

В это трудно поверить, но наличие подобной катастрофы в древности подтверждает генетика. Генетикам известен «эффект бутылочного горлышка» – сокращение генофонда популяции вследствие прохождения периода, во время которого по различным причинам происходит критическое уменьшение её численности, в дальнейшем восстановленное. Сокращение генетического разнообразия приводит к изменению относительных и абсолютных частот аллелей генов, поэтому данный эффект рассматривается в числе факторов эволюции.

Первоначально популяция имеет большое генетическое разнообразие, вследствие своей многочисленности, благоприятных условий окружающей среды и широкого ареала обитания.

Затем популяция вымирает, её численность сокращается до нескольких особей. Генофонд обедняется. Снижение численности популяции может произойти единоразово – в результате катастрофы.

Численность популяции снова возрастает, но генетическое разнообразие не восстанавливается. Создаются условия для случайного варьирования частот аллелей в популяции – дрейфа генов.

Известны три основные гаплогруппы современного германоязычного населения Европы это I1, R1b и R1a. Значительная часть мужчин  современной северо-западной Европы является носителем хромосомной гаплогруппы I1, распространенной, прежде всего, в Скандинавии, и у народов, находившихся в контакте со скандинавами.

Как пишет Ю.К.Кузьменко, гаплогруппа I, которая появилась около 20 тыс.д.н.э., или еще раньше, распространилась в северной Европе после таяния последнего ледника.  Но генетики считают, что, несмотря на то, что мутация, приведшая к образованию гаплогруппы I1, произошла после таяния последнего ледника, непосредственный предок сегодняшних носителей гаплогруппы I1 жил около 3000 г.д.н.э. Именно к этому периоду относят эффект бутылочного горлышка, т.е. резкое сокращение популяции с разнообразием гаплогруппы I1 с последующим постепенным количественным и территориальным распространением только одного из ее гаплотипов. Первое население Скандинавии и северной Германии, по крайней мере, ее мужская часть, фактически исчезло, генетики говорят даже об одном единственном мужчине с гаплогруппой I1, пережившем этот период. Махабхарата дает нам имя этого мужчины, ушедшего на Кольский полуостров.

Остальные основные гаплогруппы появились в Европе в период  с 3000 по 2600 годы д.н.э. и,  как полагают генетики,  практически не встретили людей. В это время на среднем течении Волги появилась гаплогруппа R1b и через северный Казахстан, Кавказ, Анатолию, Ближний Восток и северную Африку попала на Пиренейский полуостров, а оттуда распространилась по западной Европе. Продвигаясь острова на восток эта гаплогруппа вытесняла более ранние малочисленные гаплогруппы.

Генетики считают, что носители R1a появились в Европе 10-12 тысяч лет назад, после таяния ледника, однако, только очень незначительный процент современного населения Европы являются потомками исчезнувших первых носителей R1a в Европе, основная же масса предков современных носителей R1a в Европе появилась только во время второй миграции с востока новых субкладов R1a, которая началась около 3000 года д.н. э.

Эта дата совпадает с традиционной датой битвы на Курукшетре.

Однако имеются проблемы. Генетики высчитывают время согласно частоте мутаций у мужчин за определенное количество  поколений. Размер поколений в тысячу лет они принимают  у разных групп населения постоянным. Между тем эта величина отличается у разных народов. У некоторых индийцев браки совершаются между 9-ю и 12-ю годами жизни мужчины. В Иране возраст половой зрелости у туземных девочек 9 лет, у мальчиков 15 лет. В африканских культурах дети вступают в брак, как только они достигли физической зрелости, в возрасте от 9 до 15 лет. В то же время в Ирландии мужчины вступают в первый брак в 26-33 года. В Швеции и Дании  первый брак в 33 года у мужчин и 30 лет у женщин.  В Норвегии 31 год. Такой же возраст  вступления в первый брак у белых мужчин Франции, Германии, Швейцарии, Нидерландов, Финляндии.  Таким образом, даже если не брать в расчет взрывные мутации, африканские  гаплогруппы неверно удревнены генетиками относительно европейских в 2-4 раза либо датировки гаплогрупп  вообще не имеют основания.

Археологические свидетельства  на территории Восточной Европы также подтверждают сведения и датировку событий описанных в «Махабхарате». Так «Махабхарата» датирует войны  кауравов и панчалов в бассейне  рек  Ганга (Раха),   Вака и Синдху  6,4-5,4 тыс.д.н.э. Тем же временем датируют археологи борьбу бутовской и йеневской культур в бассейне рек Волги,  Оки и Дона.
     Исходя из этого, можно предположить, что события битвы на Курском поле, описанные в «Махабхарате» происходили в  эпоху датируемую традицией 3102 годом д.н.э.

Статья с сайта https://www.livejournal.com/